ФРС не захочет выглядеть так, будто она предрешает инфляционную политику в сезон выборов
Инвесторы размышляют о том, как второе президентство Трампа отразится на экономике США, Федеральной резервной системе и процентных ставках, а также оценивают возможность того, что вице-президент Камала Харрис может переломить ситуацию.
Президент Дональд Трамп представил Джея Пауэлла в 2017 году в качестве своего кандидата на пост председателя Федеральной резервной системы. ФРС придется учитывать потенциальное влияние шоков от политики Трампа. © Drew Angerer/Getty
В дискуссии есть два аспекта — потенциальное давление Трампа на ФРС и влияние шоков от политики Трампа на экономику и ставки. Более экстремальные сценарии — те, в которых политическое давление препятствует своевременной реакции на шок.
Трамп призвал ФРС не снижать ставки в ближайшее время, поскольку инфляция все еще слишком высока, что, по мнению многих, означает, что снижение ставки до выборов в ноябре этого года будет неоправданным. Это не помешает ФРС снизить ставки в сентябре, но делает дополнительно важным для нее методичное изложение аргументов, что является одной из причин, по которой на заседании на этой неделе маловероятно досрочное снижение ставок.
Большинство инвесторов предполагают, что, придя к власти, Трамп будет давить на ФРС, чтобы та снизила ставки. Агрессивные «уговоры» кажутся вероятными, хотя лобовая атака на независимость ФРС, о которой говорят некоторые потенциальные советники Трампа, скорее всего, не состоится, а если и состоится, то будет остановлена скачком доходности облигаций и распродажей акций.
Любое политическое давление затруднит для ФРС возможность снижать ставки при сохранении доверие к инфляции. Председатель ФРС Джей Пауэлл, скорее всего, не будет высовываться, продолжит свою работу и будет полагаться на Конгресс, который обеспечит некоторую изоляцию от исполнительной власти. Однако ФРС все равно придется учитывать потенциальное влияние потрясений, вызванных политикой Трампа.
Текущий сводный экономический прогноз ФРС фактически является «ограниченным прогнозом Харрис». Это просто потому, что он предполагает отсутствие новых потрясений, вероятных в сценарии, в котором Харрис победит, но будет ограничен республиканским Сенатом. Но Трамп — разрушитель. Изменения рыночных цен сигнализируют инвесторам о том, что торговая, иммиграционная, налоговая, энергетическая и дерегулирующая политика Трампа в целом будет рефляционной, что приведет к росту номинального ВВП и инфляции.
Это ставит ФРС перед дилеммой: обновить свои политические планы заблаговременно в свете возможных потрясений или подождать, рискуя снова отстать от кривой. Представляется вероятным, что она ошибется в направлении лишь медленной адаптации к потенциальным потрясениям, обновив свой базовый прогноз после выборов и только затем осторожно.
ФРС не знает, кто победит, не имеет права судить о том, что будет реализовано, и прекрасно понимает сложность моделирования как механических последствий, так и влияния на настроение рынка и премии за риск. Она не захочет выглядеть так, будто предрешает политику Трампа как инфляционную в сезон выборов. К счастью, доходность облигаций делает часть работы за него, поднимаясь выше, когда шансы на победу Трампа растут, что говорит против перегрева.
Некоторые шоки Трампа — в частности, тарифы — в принципе также являются разовыми шоками для уровня цен, а не постоянными инфляционными шоками, хотя ФРС придется учитывать возможность того, что тарифы могут взаимодействовать с сокращением предложения рабочей силы в результате миграции и мягкой фискальной политики, чтобы вызвать более устойчивое инфляционное давление.
В ближайшей перспективе есть все основания для того, чтобы ФРС продолжала уделять пристальное внимание данным по инфляции и занятости по мере их поступления. Но было бы неразумно полностью игнорировать очевидные крупные потенциальные потрясения в будущем.
Вместо того чтобы сейчас менять свою базовую точку зрения, основанную на предположениях о том, кто победит и какими будут результаты его политики, ФРС должна рассмотреть, какой уровень процентных ставок позволит ей занять выгодное положение в середине 2025 года при широком спектре сценариев. Среди них должны быть как те, в которых доминирует Трамп, так и те, которые обусловлены президентством Харрис. Затем следует слегка наметить траекторию изменения ставки в соответствии с этим сценарием.
Согласно текущей информации, хорошая позиция в середине 2025 года может означать ставку в диапазоне от 4 до 4,5 процента — значительно ниже текущей ставки в 5,25-5,5 процента, но все же несколько ограничительную.
Если поступающие шоки окажутся инфляционными или инфляция будет немного более устойчивой, ФРС может продолжить удерживать ставку, а при необходимости даже нажать на тормоза, повысив ее в конце 2025 года. Если же поступающие шоки и данные не будут инфляционными, ФРС может продолжить сокращение или даже ускорить его. Если мы учтем два сокращения при новом президенте в первой половине 2025 года, это оставит возможность для двух, возможно, трех сокращений в оставшуюся часть 2024 года.
Конечно, ни один политический курс никогда не может быть окончательно определен. Если в ближайшие месяцы рынок труда ослабнет еще сильнее, ФРС придется действовать агрессивно. Тогда приоритет сместится в сторону спасения мягкой посадки, а о возможных потрясениях от Трампа можно будет беспокоиться позже.
Кришна Гуха. Автор — вице-председатель Evercore ISI и бывший член комитета по управлению ФРБ Нью-Йорка
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot — ProFinance.Ru в Telegram
Источник: profinance.ru