Спрос на высокооктановый бензин, то есть АИ-95 и выше, растет, а значит, растет и цена. Причины ситуации в информационном вакууме, ручном регулировании цен и непонимании, какие объемы мощностей НПЗ выпали из-за атак БПЛА
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Обновлено в 19:54
В России необходимо увеличить объемы выпуска высокооктанового бензина АИ-95 и выше в связи с сильным ростом спроса на него. Письмо с соответствующей просьбой президент Российского топливного союза Евгений Аркуша направил вице-премьеру Александру Новаку.
В союзе указали на несоответствие структуры производства и продаж на биржевых торгах 92-го и 95-го бензина и выше в структуре потребления данных марок на внутреннем рынке. Из-за этого наблюдается опережающий рост оптовых цен на высокооктановые марки бензинов.
Говорит президент РТС Евгений Аркуша:
Евгений Аркуша президент РТС «Мы уже несколько лет наблюдаем ситуацию, которая характеризуется тем, что у нас растет потребление 95-го все больше и больше, а в структуре потребления бензинов производство 95-го в настоящее время занимает чуть меньше 60%. 95-й бензин, 98-й, 100-й — высокооктановые бензины, а потребление 92-го — это где-то около 40%. Хотя производство высокооктановых тоже растет, но по структуре производства очень серьезно отличается от структуры потребления. Если потребляется около 60% 95-го, то производится в настоящее время чуть больше 45%, и вот это несоответствие структуры производства и потребления выливается в ценовые перекосы. В прошлом году мы обращали внимание министерства энергетики в мае на то, к чему у нас это несоответствие привело: разница между оптовыми ценами на эти виды топлива составляла около 7 тысяч рублей, сейчас эта разница достигает 15-16 тысяч рублей, ее невозможно объяснить технологически, причина одна — нарушение баланса спроса и предложения в отношении высокооктановых бензинов. Мы еще раз обращаем внимание теперь уже зампредседателя правительства, что необходимо принимать какие-то меры, чтобы увеличить производство 95-го бензина, иначе процесс все хуже и хуже, что мы и видим на сегодня, по 92-му бензину все более или менее нормально, а по 95-му реализация в розницу уже убыточна».
Причины сложившейся ситуации — информационный вакуум, ручное регулирование и обстановка, в которой непонятно, какие объемы мощностей НПЗ выпали из-за атак БПЛА. А из-за отсутствия данных по производству и поставкам цены могут разгоняться на слухах, считает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов:
Григорий Баженов руководитель аналитического центра Независимого топливного союза «Первая проблема в том, что мы на деле точно не знаем, сколько производится, потребляется и так далее, потому что сейчас у нас огромные проблемы с открытостью статистики. Проблема номер два в том, что очень тяжело нормально планировать производственную деятельность, когда отрасль находится в режиме ручного регулирования, когда сегодня мы запретили экспорт, потом мы этот запрет сняли, после этого снова его ввели, и каким-то образом планировать долгосрочно подобного рода деятельность невозможно. Третья проблема заключается в том, что российская нефтепереработка испытала на себе достаточно существенные удары со стороны украинских беспилотников, это только усилило проблемность, связанную с предложением, потому что мы не очень понимаем, какие мощности выпали, что у нас с ремонтами, поэтому возникают спекулятивные мнения, решения. Я не могу сказать, что они необоснованны, вполне возможно, и обоснованны, ценовая динамика заставляет об этом задуматься, быть может, как раз именно со стороны предложения недостаточные объемы поставок идут на рынок, но, может быть, это не так, и все на самом деле нормально, просто ситуацией информационного вакуума пользуются крупные компании, которые за счет этого расширяют свою маржинальность. В принципе долгосрочно эту проблему может решить только создание выгодных условий для бизнеса с точки зрения нефтепереработки, усиления конкуренции. Должна быть комплексная реформа, а в моменте это просто привлечение дополнительных объемов со стороны тех стран, которые также производят нефтепродукты, у которых короткое логистическое плечо до нашего рынка».
Исполнительный директор Ассоциации товарных брокеров Александр Бажин готов предложить три шага для решения сложившейся проблемы с топливом:
Александр Бажин исполнительный директор Ассоциации товарных брокеров «Вспоминается фраза о том, что спрос рождает предложение, если она не работает, если товара мало, то естественно, что в ситуации дефицита цена растет. И это мы еще не говорим про логистические проблемы, которые тоже никуда не делись. По мнению членов нашей ассоциации, необходимо увеличивать объемы продаж топлива на бирже, пересмотреть нормативы производства бензинов, учитывать сезонность спроса при его производстве».
На сегодняшний день биржевая цена на бензин марки АИ-95 достигла максимума за этот год и составила около 74,5 тысячи рублей за тонну. Об этом свидетельствуют результаты торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.
Во что вложиться, чтобы не проиграть?Эффективные способы защиты бизнесаКак успешно противостоять мошенникам?Объекты особого регулирования: что их ждет?Можно ли предотвратить кражу персональных данных?Импортозамещение технологий: плюсы и минусы
Исторический рекорд по стоимости 95-го бензина был зафиксирован в сентябре прошлого года — около 77 тысяч рублей за тонну. В это же время бензин АИ-92 снизился в цене на 1,2%, до 56,6 тысячи рублей за тонну.
Источник: bfm.ru