Терпение и труд все перетрут смысл. Смысл пословицы «Терпение и труд всё перетрут

Классный час

Тема: Терпение и труд – всё перетрут!

Цели: обсудить роль и необходимость труда в жизни человека; познакомить с различными профессиями; выявить пословицы о труде; прививать уважение к человеческому труду.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, выставка поделок учащихся.

Ход классного часа:

Звучит песня «Шаги», сл.Е.Евтушенко, муз. Е.Крылатова.

Учитель:

Над Россией слышатся шаги,

Туфельки стучат и сапоги,

Детские сандалии,

У высотных зданий и тайги.

А куда наш следующий шаг?

Страшно, если мы шагаем не так.

Пусть нам всем шагается

Так, как полагается, -

Только сердцу собственному в такт.

Пошире шаг, пошире шаг, Россия!

За нами блеск грядущих юных глаз.

И пусть мы не такие уж плохие,

Идут за нами те, кто лучше нас.

Учитель: Ребята, сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о роли и необходимости труда в жизни человека.

1 ученик:

Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,

Нетрудно, а всё-таки надо уметь.

За что не возьмись, нужно мастером стать

И дело любое уметь выполнять!

2 ученик:

Сломалась игрушка – умей починить,

А новую сам научись смастерить,

Недаром ребятам смекалка дана,

Во всём и везде помогает она.

3 ученик:

Умей, если нужно, заштопать чулок,

Без помощи свой приготовить урок,

Будь первым в ученье, будь первым в труде,

У нас белоручек не любят нигде.

Учитель: О важности труда в человеческой жизни писали многие великие люди: великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов: «…неусыпный труд препятства преодолевает», писатель Антон Павлович Чехов: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни», композитор Пётр Ильич Чайковский: «Вдохновение рождается от труда и во время труда», Александр Твардовский: «Труд делает человека красивым».

4 ученик:

Это здорово: Уметь! –

Сеять хлеб и песню петь.

Стог метать, дрова колоть,

Грядку чисто прополоть.

5 ученик:

Это здорово: Строгать! –

Делать стол или кровать.

Бак лудить, трамвай водить,

Дом на зорьке возводить

6 ученик:

Сталь ковать, деталь точить,

Мастерству других учить.

Сад лелеять, хлебы печь,

Матерей от бед беречь.

7 ученик:

Добрым быть, друзей иметь.

Это здорово – уметь!

Учитель: У поэтессы Ирины Токмаковой есть стихотворение «Букварик», в котором она перечисляет профессии. Послушайте внимательно, а затем ответьте на вопрос, все ли профессии перечислены?

А-аптекарь,

Б-бочар,

В-валяльщик,

Г-гончар,

Д-дробильщик здоровенный,

Е-ефрейтор, он военный,

Ж-жестянщик–простачок,

З-закройщик – старичок,

И-историк бородатый,

К-красильщик франтоватый.

Л-лудильщик,

М-маляр,

Н-носильщик,

О-овчар,

П-писатель,

Р-радист,

С-сапожник,

Т-турист,

У-бесстрашный укротитель.

Ф-чудак-фотолюбитель,

Х-художник-баталист,

Ц-известный цимбалист,

Ч-чудесный часовщик,

Ш-шофёр, большой шутник,

Щ-щенок его, Букетик,

Э-электрик-энергетик,

Я-это я, мои друзья.

Учитель: Ребята, а какие профессии вы ещё можете назвать?

1 ученик:

У каждого дела запах особый.

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской –

Стружкою пахнет и свежей доской.

2 ученик:

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

3 ученик:

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак

4 ученик:

Сколько ни душится лодырь богатый,

Очень неважно он пахнет, ребята!

Учитель: Ребята, вы ещё пока ученики, но уже через некоторое время перед каждым из вас встанет один и тот же вопрос: кем быть, на кого пойти учиться?

Инсценировка стихотворения Владимира Маяковского «Кем быть?»

Учитель: Своё стихотворение Владимир Маяковский закончил словами: « Все работы хороши, выбирай нам вкус!». Сегодня мы благодарим людей разных профессий за их самоотверженный труд, за их преданность делу, за то, что они дарят нам спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

1 ученик:

Год за годом промелькнут,

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

2 ученик:

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтёры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы –

Все профессии важны,

Все профессии важны,

3 ученик:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

4 ученик:

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба.

5 ученик:

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

Учитель: Сегодня было много сказано о самых разных профессиях. А сейчас попробуйте отгадать о них загадки.

1.Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник)

2.Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его нелёгок и непрост,

Как космонавт, плывёт он среди звёзд. (Водолаз)

Учитель: Что же нужно, чтоб приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине? В чём заключается ваш основной труд? (Учёба, знания)

Учитель: Верно, учёба и хорошие знания – ваш главный труд. Но кроме этого вы должны уметь себя обслужить, помочь взрослым. А ещё вашей помощи ждут ваши младшие сестрёнки и братишки.

На свете есть страна одна,

Где труд всегда в почёте.

И эта умная страна –

Страна, где вы живёте.

О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Давайте их вспомним.

(Дети рассказывают пословицы о труде, которые нашли и подготовили заранее)

Учитель: Ребята, труд помогает человеку приобрести определённые навыки, стать профессионалом в своём деле, научиться жить в коллективе. Вед «без труда мечта мертва», а «где охота и где труд, там поля цветут»

Пока в пространстве кружится планета,

На ней, пропавшей солнцем, никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета,

Не будет дня, чтоб не было труда!

Наш классный час подошёл к концу. А вам, ребята, я желаю не лениться, а трудиться, помогать родителям и младшим братьям и сёстрам, другим взрослым людям и всегда уважать труд других людей!!!


Терпенье и труд все перетрут. См. ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА …

Терпѣнье и трудъ все перетрутъ. Ср. Все одолѣетъ сила духа, Все побѣдитъ упорный трудъ. И. З. Суриковъ. Мольба. Ср. Куда какъ упоренъ въ трудѣ человѣкъ! Чего онъ не сможетъ, лишь было бъ терпѣнье, Да разумъ, да воля, да Божье хотѣнье! И. С.… …

Муж. работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. Без труда нет добра. Труд кормит и одевает. Лень с труда сбила. Что за… … Толковый словарь Даля

Ср. Сосед, что за причина эта? Деревья так и я ломать могу, А не согнул ни одного в дугу. Скажи, в чем есть тут главное уменье? В том, отвечал сосед, Чего в тебе, кум, вовсе нет: В терпенье. Крылов. Трудолюбивый Медведь. Ср. Nicht Kunst und… …

Терпѣнье даетъ умѣнье. Ср. Сосѣдъ, что за причина эта? Деревья таки я ломать могу, А не согнулъ ни одного въ дугу. Скажи, въ чемъ есть тутъ главное умѣнье? Въ томъ, отвѣчалъ сосѣдъ, Чего въ тебѣ, кумъ, вовсе нѣтъ: Въ терпѣнъѣ. Крыловъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Всѣ умремъ д. тайными совѣтниками, лишь бы Богъ вѣку продлилъ (т. е. «стало бы вѣку, до всего дослужиться»). Слово Петра Алексѣевича Булгакова († 1883). Ср. Э, батюшка, повѣрьте, рано ли, поздно ли, всѣ въ сенатѣ сойдемся. Терпѣніе и усердіе,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Жив Бог, жива душа моя (или: жива правда, надежа моя). Бог терпел да и нам велел. Власть господня. Воля Божья. Власть создателя. Как Богу угодно. Видно, так Богу угодно. На все власть (или: воля) создателя. Бог дал, Бог и взял. Во что Бог ни… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ПЕРЕТИРАТЬ, перетереть, новг., пск. перетрать что, вытереть (пыль) или растереть (краску) еще раз, снова. Перетри еще раз посуду. | мн. вытереть все, о чем речь идет. Все перемыто и перетерто. Перетерши краску, очисть камень. | Тереть лишку,… … Толковый словарь Даля

Мало помалу, с терпением, не торопясь многого достигнешь Ср. Petit à petit on va bien loing. Anc. prov. Manuscr. XIII s. Ср. Le Roux de Liney. Pr. fr. См. капля по капле и камень долбит. См. по капельке море. См. терпенье и труд все перетрут. См … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Помалешеньку (капля камень долбитъ)! мало по малу съ терпѣніемъ, не торопясь многаго достигнешь. Ср. Petit à petit on va bien loing. Anc. prov. Manuscr. XIII s. Ср. Le Roux de Liney. Pr. fr. См. Капля по капле и камень долбит. См. По капельке… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Сколько раз с самого детства мы слышали слова «Терпение и труд всё перетрут» и раздражались на тех, кто преподносил нам прописные истины, не верили им, и только став взрослыми, поняли их справедливость.

В чём смысл пословицы «Терпение и труд всё перетрут»

Фраза «Терпение и труд всё перетрут» в напечатанном виде впервые появилась в книге В.И. Даля «Русские пословицы» сразу в двух разделах «Работа-Праздность» и «Терпение-Надежда». В нескольких словах этой пословицы заключен глубокий смысл: труд без терпения – напрасные усилия, но и терпение без труда – всего лишь зря потраченное время.

Это незамысловатое выражение содержит в себе утешение и ободрение, призыв не сдаваться и веру в то, что всё в конечном итоге сложится. Об этом стоит почаще вспоминать, когда опускаются руки и накатывает апатия оттого, что не получается задуманное, срываются планы, появляется желание бросить начатое, потому что оно в какой-то момент начинает казаться бессмысленным или слишком трудно выполнимым.

Ставшее устойчивым выражение употребляется как в повседневной жизни, чаще всего в качестве назидания старших младшим, так и в кино, в литературе. Среди творческой интеллигенции часто можно услышать выражение о трёх «Т» — таланте, терпении, труде. В самом начале пути видны лишь зачатки таланта ребенка, а труд и терпение помогают раскрыть его в полной мере. Бесспорно, существуют и гении, однако их слишком мало, чтобы все остальные, даже очень талантливые люди, забывали слова знаменитого В. Катаева о том, что писателю (и не только) нужна «чугунная задница», то есть всё те же труд и терпение. По мнению великого В. Спивакова, даже «вдохновение приходит только тогда, когда за ним стоит титанический труд». Это и называется профессионализмом.

14 Дек 2012

Терпение и труд…

Давайте поговорим о терпении и труде . Есть такие пословицы “Терпение и труд – все перетрут”, “Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда” и т.п. Народ мудрый, он тонко подмечает особенности жизни. В данном случае, действительно ничего не получишь, если не приложишь труд и терпение .

Если вспомнить все удивительные произведения, созданные человеком, то в них вложен кропотливый труд , удивительное терпение . В наше сумасшедшее время, когда каждый из нас куда-то торопится, катастрофически не хватает времени, едим на ходу, любим на ходу, воспитываем детей периодически, и делаем все наспех, без души, не вкладывая труда и не имея терпения. Отсюда и получаем халтуру, безвкусицу, брак.

Мы хотим много и быстро, но при этом не вкладывая труд и терпение . Когда изучаешь феномен успешных людей, всегда приходишь к выводу, что феноменом является упорный труд, настойчивость, терпение и вера в себя и в свое дело. И заметьте, не работа (от слова “раб”), а труд (от слова “трудно, преодоление трудности”)! Давайте созидать через труд и терпение ! Давайте ставить цели и достигать их! Секрет этого мы уже знаем! Труд и терпение ! Любви и добра вам!

Притча “Пять колес”

Как-то летом в полдень пришел из леса, с новой вырубки на холме, на пасеку к Мудрому Спиридону молодой лесоруб. Было ему жарко, пить поработавшему очень хотелось. Поздоровался он с пасечником, вытирая подолом рубахи пот, попросил воды. Отправил его Спиридон к своему колодцу под дубом. Сказал пасечник, что в нем такая чудная прохладная вода, стоит только пригубить, сразу напьешься, жажда пропадет. Добавил Спиридон, что есть, правда, прямо здесь и другая вода, в кадушке, но теплая и тухловатая.

Подошел парень к срубу, видит – через ворот, сделанный из золотистой дубовой колоды, цепь в колодец опущена, тронул рукой рукоять – заплескалась внизу вода, как из полноценного ведра зашлепало.

Начал лесоруб ворот проворачивать. Крутит рукоятку парень сильно, натруженные руки дрожат. Хочет он побыстрее напиться, а ведро где-то глубоко, вроде идет наверх, а все не видно. Стал лесоруб присматриваться – за воротом – колодой на оси колесо с зубчиками, под ним другое, а там и третье, за третьим – четвертое и только от пятого через ворот вниз в колодец цепь идет. Каждое колесо все больше и больше, только пятое маленькое. Удивился лесоруб, бросил ворот, побежал к старцу.

Жалуется: так, мол, и так, очень пить хочется, когда эти пять колес пройдешь? Дайте-ка воды побыстрее, терпения, мол, нет, не хочет парень пять колес прокручивать, не дождется, да и зачем, нечего, мол, так долго доставать ведро из колодца, ну его, пусть будет вода не холодной. А сам пыхтит, сердится, но сдерживает себя, перед ним же седой да тихий человек.

Эту воду иначе не возьмешь, – усмехнулся старец. – На ней зарок, другого ворота не может быть, – пояснил.

Дал Спиридон парню воды из бочки, а она тиной пахнет, да теплая, да мутноватая. С маху выпил лесоруб кружку, да не напился нисколько, только противно стало. Пожалел он себя, пошел обратно к колодцу, начал снова ворот крутить. Крутит-крутит рукоять, да песню запел, ту, что за работой привык напевать. Вот и ведро, а вода голубая, холодная, свежим духом от нее веет. На срубе берестяной ковшик висит, сам в воду так и просится. Напился вволю лесоруб, и с первого глотка стало на душе легко и светло.

Вернулся он к старцу, поклонился в пояс и говорит:

Да, понял я, настоящее легко не дается, надо не одно, а пять колес повернуть, чтоб хорошее дело совершить.

Усмехнулся Мудрый Спиридон и налил лесорубу берестяную флягу воды с собой.

Если ты что-то сделал без труда, ты сделал это неправильно.

Отзывов (8) на «Терпение и труд…»

  1. Людмила
    15 Дек 2012 в 9:19

    Спасибо, Виталий!В моем случае с фотографией, это еще и сильное желание заниматься именно этим.Тогда хватает терпения, и труд только в радость.

  2. Vitaliy
    15 Дек 2012 в 18:18

    Спасибо Вам Людмила за добрые слова!

  3. Богдан
    15 Дек 2012 в 18:19

    Вроде бы обычная пословица “терпение и труд, все перетрут” а столько смысла

  4. Vitaliy
    15 Дек 2012 в 18:20

    Согласен с Вами Богдан! Спасибо!

  5. Ольга
    16 Дек 2012 в 11:33
  6. Vitaliy
    16 Дек 2012 в 13:09

    Согласен Оленька! Спасибо!

  7. Евгения
    16 Дек 2012 в 19:30

    Да, нужно идти к своей цели несмотря ни на что и не сбиваться с пути.

  8. Vitaliy
    16 Дек 2012 в 19:38

    Согласен с Вами Евгения!

Классный час в начальной школе « Терпение и труд всё перетрут»
Задачи:

    на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд; сформировать понятия «прилежный», «старательный»как синонимы, дать положительную оценку данным качествам; воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость.
Оборудование: пословицы о труде, портреты героев, тексты с произведениями.
Ход классного часа.
Знакомство с пословицами о труде - Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд - Терпение и труд всё перетрут - такова тема нашего кл. часа (на доске)
- Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют) - «Собери пословицу» (2 команды)

Терпенье и труд все перетрут.

-По труду и награда. -Дело мастера боится.

Как ты к работе, так и работа к тебе.

По работе и работника знают.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-К большому терпенью придет и уменье. (По ходу значение некоторых пословиц объясняют .)
Чтение и анализ текстов из литературных произведений.
Л.Н.Толстой «Две лягушки» Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула. А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась. - Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)
Беседа по теме. - К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «Как стать миллионером?», то есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании. Увы, это ничего не имеет общего с настоящей жизнью. -Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались. Расскажите. (Рассказ детей, как им пришлось убедиться в этом.)
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Рассказ учителя об Алексее Маресьеве, выдержки из произведения. (Совет -прочитать эту повесть)
- Подобных примеров можно много привести: Ю.А.Гагарин - первый космонавт Земли, В.Н.Терешкова - первая женщина- космонавт, полетевшая в космос, (изнурительные тренировки и учёба космонавтов).
- Трудолюбие- достоинство человека - Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. « Тяжело в учении - легко в бою! »-его знаменитые слова, ставшие поговоркой.
-300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 20011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой). ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ - УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения:
Запись из личного дневника Ломоносова: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!» Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса .
- А надо ли учиться? Почему? (Ответы детей)
- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?
Со временем труд должен стать привычкой , к которой быстро привыкаешь. (Пример свой как учителя - проверка тетрадей, подготовка к урокам и т.д. Дочь - студентка: привычка учиться, выполнять всё заданное до конца и качественно).
Работа с Толковым словарём С. И. Ожегова. (2 человека)
- Старательный - делающий что- либо хорошо и добросовестно; - прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.
- Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите его. (Ответы детей). - Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. - Что это значит? (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил радость).
В. Осеева «Сыновья» (чтение рассказа учителем) - Почему старичок так ответил женщинам? (Ответы детей) - Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается в жизни определённого режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.
Ф и з м и н у т к а « Тик-так» (наклоны вправо и влево) Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так, А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки, А карманные спешат: тик-так, тик-так,тик-так.
Стихотворение С.Баруздина «О человеке и его часах». (читают наизусть 3 человека)
Ведут часы секундам счёт, Ведут минутам счёт. Часы того не подведут, Кто время бережёт. Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по 10 раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть, Успеет встать и за станок, За парту в школе сесть. С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша И книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: «Хороший был денёк!»
-Часто слышишь от людей: « Я ничего не успеваю делать!» Таких людей, как правило, удача не посещает. -Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей)
-Пословица: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Можно её посоветовать тем, кто ничего не успевает.
Притча о строителях. При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий сказал: «Я строю Шартрский собор!»
-Кому из них работа приносила радость и почему?(3) (Ответы детей)
О б о б щ е н и е. -Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем Правила, которые будем соблюдать. (на доске составляют)
    Придерживаться распорядка дня. Доводить начатое до конца. Семь раз отмерь, один отрежь. Отдыхать с удовольствием.
Подведение итогов. - Закончите предложение: « Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что……….».(Разные ответы детей)