Проекты государственно-частного партнерства в россии и в зарубежных странах. Тенденции развития государственно-частного партнерства

У государства существует широкий спектр инструментов влияния на экономику. Одним из них является государственно-частное партнерство. Что оно собой представляет? В каких случаях к нему обращаются? Можно ли привести примеры реализованных проектов ГЧП?

Общая информация

Для начала давайте разберемся с терминологией. ГЧП - это один из множества способов развить общественную инфраструктуру, который базируется на долгосрочном взаимодействии бизнеса и государства. При этом частная сторона принимает участие не только в проектировании, финансировании и строительстве объекта, но и в его последующей эксплуатации, предоставлении услуг на созданной базе, техническом обслуживании и реконструкции.

Какие цели при этом преследуются? Главное, чего хочет достичь государство - стимулирование привлечения инвестиций частных лиц и структур в производство потребительских товаров, услуг, работ. Этот подход применяется тогда, когда необходимо обеспечить определенное публично-правовое образование за счет конкретного бюджета, а также сократить участие властных структур в определенном секторе экономики. Последнее выполняется исключительно в тех случаях, когда бизнес может эффективно выполнять возложенные на него обязанности.

С юридической точки зрения ГЧП - это форма взаимоотношений определенного публично-правового образования (например, Российской Федерации, отдельного субъекта РФ, конкретного муниципального образования) и частных лиц. Строятся они на соглашении концессионном (КС) или государственно-частном партнерстве (СГЧП), которые заключаются между участниками. По своей природе они являются гражданско-правовыми документами.

Законодательные основы

Итак, мы уже выяснили, что собой представляет ГЧП. Это неплохое начало, но для более внимательного изучения необходимо узнать множество деталей, на которых базируется этот механизм. Законодательное определение для него содержится в федеральном законе № 224-ФЗ от 13.07.2015. В статье № 3 дается определение ГЧП. Это было уже рассмотрено ранее. Более интересными являются понятия СГЧП и КС. С точки зрения законодательства - это самостоятельные правовые институты.

Таким образом, рассмотрение, заключение и реализация соглашений регулируется разными федеральными законами. Но при этом КС является одной из моделей (форм) ГЧП. Чтобы заключить соглашение, необходимо решение уполномоченного публичного органа, который представляет интересы определенного публично-правового образования. В нем должно четко и недвусмысленно быть объявлено о начале реализации конкретного проекта.

Для заключения КС или СГЧП законодательством предусмотрен процесс проведения торгов в виде конкурса, на котором участники борются за право заключить соглашение. Хотя предусмотрены и отдельные случаи, когда оно заключается без него. Механизм ГЧП - это популярная и быстроразвивающаяся форма взаимодействия между частными инвесторами и государством, которая предполагает распределение рисков между ними.

О моделях и законодательных моментах

Как ранее говорилось, СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами. Отличие между ними заключается вот в чем:

  1. Концессионное соглашение (КС) регулируется федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005. Оно предусматривает право государства (муниципального образования) на собственность объекта соглашения.
  2. Соглашение государственно-частного партнерства (СГПЧ) регулируется федеральным законом № 224-ФЗ от 13.07.2015. В данном случае предусматривается, что объект соглашения находится в частной собственности. Но только в случае соблюдения требований, имеющихся в законодательстве.

Вот такие формы ГЧП предусмотрены. Какая именно из них будет использована, зависит от преследуемых целей. Какие общие свойства имеют формы ГЧП? Вкратце, это:

  1. Долгосрочный характер партнерства. Он необходим для возврата частных инвестиций, а также комплексности этого проекта. Как пример: длительность СГЧП не может быть меньше трех лет.
  2. Распределение рисков и ответственности благодаря привлечению частного партнера не только к созданию объекта, но и его последующей эксплуатации и техническому обслуживанию. Это обязательное условие для формирования структурированных отношений между сторонами в рамках проекта. Также на этапе подготовки поиск оптимального положения является наиболее сложным.
  3. Полное или частичное финансирование создаваемого объекта общественной инфраструктуры со стороны частного партнера. Это основное отличие ГЧП от государственных заказов. При этом публичный партнер или концедент может компенсировать определенную часть затрат, которые были направлены на объект соглашения.

О преимуществах для частной стороны

Что же получает инвестор, который выбирает государственно-частное партнерство? Механизмы реализации ГЧП закрепляются в долгосрочном соглашении. Также частник может получить земельный, лесной, водный участок без торгов (но только для реализации оговоренных целей). Еще один приятный момент - это возможность софинансирования проекта публичной стороной или же получение дополнительных гарантий (например, минимальной доходности).

Благодаря наличию довольно широких возможностей для работы часто используются дополнительные способы увеличения выручки. Это и оказание дополнительных платных услуг, и применение оптимальных решений, которые позволяют снизить траты на этапах как создания, так и использования объекта. Также эта модель позволяет закрепиться в сферах, которые традиционно считаются государственными. Кроме того, часть рисков передается публичному партнеру. Это позволяет более уверенно смотреть на реализацию проекта и его последующую эксплуатацию.

О преимуществах для государства

Вот мы и ответили на вопрос о том, что привлекает частный бизнес в ГЧП. А какова выгода для государства? Вот краткий перечень основных преимуществ, которые приносит развитие ГЧП:

  1. Возможность привлекать частных инвесторов к финансированию и созданию инфраструктурных проектов в условиях, когда нет необходимого объема бюджетных средств. Этот способ позволяет не увеличивать долговую нагрузку в рамках текущего периода.
  2. Возможность объединить в одном проекте различные этапы создания (проектирование, строительство, использование).
  3. Приобретается не объект, а услуга за счет платежей, которые привязаны к объему и качеству. Это способствует развитию конкуренции.
  4. Возможность использования ресурсов и компетенции частного сектора для оказания социально значимых услуг, а также для повышения их качества.
  5. Снижение присутствия государства в экономике.

Наиболее важным и перспективным здесь является первый пункт. Следует признать, что у государства не хватает денег на полное выполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому механизм ГЧП позволяет минимизировать все негативные моменты и сделать жизнь более комфортной как для граждан, так и для тех, кто обязан заботиться о нас.

Об организации

Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты. Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:

  1. Акционерное соглашение.
  2. Договор услуг.
  3. Аренда публичной собственности с принятием частными участниками на себя обязательств по ее улучшению.
  4. Инвестиционный договор по созданию объекта.
  5. Концессионное соглашение.
  6. Договор подряда под ключ в рассрочку.

По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список - это форма контракта, которую он принимает на практике. Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие.

О примерах

Итак, нами уже было рассмотрено понятие, формы, возможные области применения и модели ГЧП. Этой теории хватит, чтобы иметь базу, позволяющую разбираться в реальных ситуациях. Чтобы лучше ознакомиться со всеми механизмами, будут рассмотрены примеры ГЧП как регионального, так и федерального уровня. И первым на очереди у нас Камчатский край.

В 2010 году там было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, что позволяло привлекать средства различных источников для финансирования перспективных инвестиционных проектов. Как дополнение на уроне самого Камчатского края был принят нормативно-правовой документ «О государственно-частном партнерстве». Было предусмотрено ГЧП в виде концессионных соглашений в сфере энергетики. При этом проекты создаются на принципах государственного (или муниципального) и частного партнерств. На территории Камчатского края предусмотрена передача на время объектов имущества с целью реконструкции и последующей модернизации.

Еще один интересный момент, о котором не было упомянуто ранее, - это плата концедента. В чем ее суть? В случаях, когда предусмотрен этот механизм, государство (или орган местной власти) может выплачивать партнеру определенную сумму. Это необходимо в случаях реализации проектов, обладающих низкой инвестиционной привлекательностью. В качестве примера можно назвать социальные объекты.

А что с примерами на федеральном уровне?

Можно ли рассказать здесь о чем-то? Да, есть целый ряд событий, которые были следствием ГЧП. Что же интересует частный бизнес в данном случае? Например, можно привести несколько громких случаев, связанных с транспортной сферой. В первую очередь следует вспомнить о строительстве западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, а также трассу от города к Москве. Но, пожалуй, наибольшую известность в стране приобрела система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон», из-за которой довольно длительное время наблюдались забастовки по всей стране.

Всего по состоянию на март 2017 года было зарегистрировано 1 340 проектов, построенных по схеме государственно-частного партнерства. Из них на этап эксплуатации (то есть, успешно реализованных) выведено 426. Где же они создаются? Какие сферы ГЧП позволяет подлатать? Основная их часть выпадает на коммунальное хозяйство. Здесь был зарегистрирован 901 проект. Затем идет сфера энергетики, однако она может похвастаться только 133 соглашениями. Еще 81 проект - к сфере транспорта. Все остальные достигнутые соглашения относятся к области социальной инфраструктуры.

Но просто количественные цифры не дают полного представления. Поэтому давайте поговорим о стоимости. Сколько денег получили проекты ГЧП? Точнее, частных вложений, ведь государственные деньги - это наши средства, собранные как налоги. В данном случае было привлечено около 700 миллиардов рублей. При этом 440 из них направлены на региональные проекты.

О критике

Практически всегда можно найти людей, недовольных каким-либо нововведением. ГЧП в России тоже поддается критике. И это делают не только простые граждане, но и многие высокопоставленные государственные служащие. Так, можно привести слова главы ФАС Игоря Артемьева, который первого марта 2017 года журналистам заявил, что целый ряд проектов государственно-частного партнерства является имитацией концессии. В качестве аргументации он сообщил, что в них все расходы компенсируются за счет бюджета. И частные компании не вкладывают своих средств. Дополнительно об этом сообщил заместитель главы ФАС Рачик Петросян. По его словам, государственно-частное партнерство используется как механизм для обхода госзакупок. И в качестве подобного злоупотребления был приведен пример строительства дороги Стерлитамак-Магнитогорск.

Одновременно эти слова в штыки воспринимают другие высокопоставленные государственные служащие. Так, например, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский заявил, что такие заявления представляют угрозу для работы всего механизма ГЧП.

Возможности развития

Безусловно, механизм государственно-частного партнерства заслуживает внимания. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению. Но, увы, здесь есть место и для многих негативных аспектов.

Например, если было достигнуто соглашение о том, что работа над проектом финансируется и из бюджета, и из частных средств, то спустя определенное время может оказаться, что по факту все полученные деньги направлялись, скажем, в офшор. Необходимо работать над тем, чтобы такого не происходило.

Также довольно остро стоит вопрос о коррупции. К примеру, после принятия решения о внедрении системы «Платон» было множество неудовлетворенных людей, которые считали, что это результат близкой дружбы Ротенбергов с президентом Российской Федерации. Но тот факт, что об этом говорят, кое-что да значит. Конечно, недостатки есть, но пока с этим будут бороться, совершенствуя сам механизм, дела будут постепенно улучшаться. Не следует считать, что абсолютно все ужасно. Ведь есть люди вроде Игоря Артемьева, которые высказываются против всех недостатков. И есть правоохранительные структуры, борющиеся с преступностью.

Крюкова Екатерина Леонидовна

Лемьева Ирина Витальевна , Московский государственный университет дизайна и технологии, Россия

Translation will be available soon.

Первая тенденция : формирование развитой законодательной базы в сфере ГЧП. На федеральном уровне в 2015 г. был принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Другими важными правовыми актами этой сферы стали закон о Банке развития, о правилах отбора инвестиционных проектов, о концессионных соглашениях.

Региональное законодательство представлено законами субъектов РФ о ГЧП (см. рисунок 1 ). На муниципальном уровне принимаются аналогичные нормативно-правовые акты. Также сферу ГЧП регулируют типовые концессионные соглашения и методические указания.

Рисунок 1. Развитие регионального законодательства о ГЧП в РФ по состоянию на март 2015 г.

Источник: составлено авторами

Специалисты Центра развития ГЧП считают, что региональное законодательство о ГЧП необходимо совершенствовать в следующих направлениях.

1. Определить потребности региона в инфраструктурных объектах, исходя их прогнозных и фактических социально-экономических и макроэкономических показателей (демографический прогноз, рост транспортной нагрузки).

2. Интегрировать показатели развития инфраструктуры в прогнозные документы субъекта РФ.

3. Закрепить конкретные мероприятия по применению и развитию механизмов ГЧП, а также показатели по привлечению внебюджетных средств в документах планирования субъекта РФ.

Вторая тенденция : дифференциация субъектов РФ по участию в ГЧП. Согласно расчету специалистов, все субъекты страны можно разделить на 5 групп (таблица 1) . Более половины субъектов страны имеют низкий или очень низкий уровень развития ГЧП. Данная ситуация объясняется слабой развитостью институциональной среды (отсутствие планов по использованию ГЧП в регионе, документально зафиксированных моделей реализации ГЧП, уполномоченных органов по координации ГЧП). Это сказывается на недостаточности опыта осуществления проектов ГЧП, а значит – низкой инвестиционной привлекательности.

Субъекты первых трех групп обеспечили свое выгодное положение за счет эффективной системы управления ГЧП. Она, как правило, включает наличие единого органа, ответственного за выбор частного партнера, учет ГЧП в документах стратегического планирования развития субъекта РФ, предоставление налоговых и неналоговых льгот, Интернет-ресурса, позволяющего получить всю актуальную информацию об экономике региона. Важное значение имеет также количество реализованных проектов. Одним из последних проектов в Москве стало строительство «Северного дублера Кутузовского проспекта», в Ленинградской области – строительство реабилитационного центра в п. Коммуна, в Московской области – два проекта в сфере водоснабжения и водоотведения с привлечением в качестве концессионера ГК «Мортон», а также подведение итогов конкурса по строительству онкорадиологических центров, где концессионером выступает ПЭТ-Технолоджи (дочерняя компания «Роснано»).

Наименование субъекта РФ

Регионы – лидеры по уровню развития ГЧП (60–75%)

Р. Татарстан, Новосибирская область, Нижегородская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Москва.

Регионы с высоким уровнем развития ГЧП (45–60%)

Р. Башкортостан, Р. Удмуртия, Р. Коми, Пермский и Краснодарский края, Самарская, Свердловская, Московская, Воронежская, Ульяновская, Тульская, Ростовская, Владимирская, Ярославская, Тамбовская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ.

Регионы со средним уровнем развития ГЧП (35–45%)

Р. Саха, Р. Бурятия, Р. Чувашия, Хабаровский и Приморский края, Калужская, Оренбургская, Псковская, Белгородская, Рязанская, Амурская, Сахалинская, Вологодская, Липецкая, Мурманская, Омская области.

Регионы с низким уровнем развития ГЧП (25–35%)

Р. Тыва, Р. Хакасия, Р. Карелия, Р. Мордовия, Алтайский, Красноярский, Ставропольский, Камчатский края, Кемеровская, Саратовская, Тверская, Томская, Пензенская, Кировская, Калининградская, Брянская, Астраханская, Челябинская, Иркутская, Смоленская, Ивановская, Новгородская, Костромская, Курганская, Курская, Архангельская, Волгоградская области, Еврейская автономная область.

Регионы с очень низким уровнем развития ГЧП (0–25%)

Р. Чечня, Р. Алтай, Р. Северная Осетия – Алания, Р. Калмыкия, Р. Крым, Р. Дагестан, Р. Кабардино-Балкария, Р. Марий Эл, Р. Карачаево-Черкесия, Р. Адыгея, Р. Ингушетия, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Забайкальский край, Тюменская, Орловская, Магаданская области, Севастополь.

Источник: составлено авторами

Третья тенденция : выделение приоритетных сфер ГЧП в зависимости от социально-экономических потребностей общества (см. рисунок 2 ).


Рисунок 2. Сферы реализации ГЧП-проектов по состоянию на март 2015 г.

Источник: составлено авторами

Согласно приведенным данным, лидирующей сферой реализации ГЧП-проектов в прошлом году являлось ЖКХ – 194 осуществленных проекта. В социальной сфере этот показатель составлял 165 проектов, в энергетической сфере – 163 проекта, в транспортной сфере – 64 проекта. На сегодняшний день на разных стадиях реализации находятся 1285 проектов. Из них 505 проектов – в энергетической сфере, 482 проекта – в коммунальной сфере, 203 проекта – в социальной сфере, 95 проектов – в транспортной сфере. Значительный прирост ГЧП-проектов в энергетической сфере объясняется привлечением представителей отечественного и зарубежного бизнеса для строительств энергомоста и транспортного моста в Р. Крым.

Четвертая тенденция : выделение приоритетных форм ГЧП. В сложившейся практике выделяют четыре формы:

- концессионное соглашение;

- соглашение о ГЧП;

- договор аренды с инвестиционными обязательствами;

- контракт жизненного цикла.

Формы реализации ГЧП отличаются степенью ответственности, которую публичный и частный партнеры берут на себя, за капитальное и текущее вложения, эксплуатацию, риски. Например, в первой форме ГЧП участвуют два партнера: концессионер и концедент. Концессионер – это индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо. Он обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать имущество и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. Концедентом является уполномоченный орган федерального, регионального или муниципального уровней. Концедент обладает правом собственности на создаваемое концессионером имущество и обязуется предоставить ему на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения. На муниципальном уровне основными отраслями концессионных соглашений являются п роизводство, передача и распределение тепловой и электрической энергии, а также системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения и отдельные объекты таких систем.

На региональном уровне концессии применяются в отношении объектов социальной сферы (здравоохранение и спорт), объектов коммунальной инфраструктуры (ВКХ, ТБО) и сферы энергетики. На уровне федерации практикуются концессии для создания автодорожной инфраструктуры.

Четвертая форма ГЧП (контракт жизненного цикла) представляет собой договор, по которому государство на конкурентной основе заключает с частным партнером соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта на срок жизненного цикла объекта и осуществляет оплату по проекту равными долями после ввода объекта в эксплуатацию. В настоящее время в России реализуются только два контракта жизненного цикла, один из которых находится на прединвестиционной фазе, другой – на инвестиционной базе. Оба контракта выполняются в Уральском федеральном округе на муниципальном уровне. Их стоимость составляет 9 988 971 р. Некоторые специалисты к формам ГЧП относят также особые экономические зоны и государственные закупки.

Пятая тенденция : согласно аналитическим данным Соколова С.Л., в сфере ГЧП обнаружена следующая закономерность. Чем выгоднее ГЧП-проект, тем доля государственных инвестиций ниже. Предприниматели охотнее финансируют те отрасли, в которых существует гарантия прибыли (см. таблица 2 ). В непривлекательные отрасли для бизнеса в большей степени государство вынуждено вкладывать ресурсы для выполнения своих социальных функций (Соколов, 2013) .

Таблица 2

Структура инвестиций в проекты ГЧП за период 1996-2012 гг.

Отрасль реализации проекта

Объем инвестиций в проект ГЧП

(среднее значение, %)

Государственные

Частные

1. АПК

10,9

89,1

2. Добыча полезных ископаемых

15,3

84,7

3. ЖКХ

26,1

73,9

4. Здравоохранение

24,6

75,4

5. Культура

17,5

82,5

6. Образование

87,0

13,0

7. Промышленное производство

13,0

87,0

8. Развитие территорий

19,9

80,1

9. Строительство

15,0

85,0

10. Транспорт

40,2

59,8

В экономике многих стран появилась особая форма отношений коммерческих предприятий и власти. Для обозначения этого взаимодействия используется понятие государственно-частного партнерства. Рассмотрим его далее подробно.

Общие сведения

Государство и частный бизнес формируют альянс для реализации проектов, имеющих общественное значение, в самых разных областях деятельности. Взаимодействие власти и коммерческих структур вышло в настоящее время на новый уровень. В настоящее время оно закрепляется на законодательном уровне в 224-ФЗ. Эти отношения можно вполне рассматривать как неотъемлемый признак смешанной экономики.

Особенности

Развитие частно-государственного партнерства способствует формированию базовых моделей финансирования, методов управления, отношений, связанных с собственностью. В данном процессе принципиальную важность приобретает комплекс вопросов, касающихся перераспределения правомочий. Они возникают как неизбежное следствие расширения взаимодействий коммерческих структур и власти. Ряд экспертов считает, что во многих случаях государственно-частное партнерство - это в определенной степени приватизация либо ее абсолютная альтернатива. Такое мнение, например, высказывается относительно концессий. Между тем стоит отметить, что государственно-частное партнерство - это действительно институциональный способ преобразования сфер деятельности, относящихся традиционно к ведению власти. Однако при этом используемые при сотрудничестве инструменты не выводят их полностью за рамки госрегулирования.

Перераспределение правомочий

Государственно-частное партнерство - это сотрудничество, предполагающее предоставление не всех юридических возможностей, на которые распадается суверенное право собственника в хозяйственном обороте, а только определенной их части. Речь идет о праве управления, изменения капитальной стоимости материальных ценностей, переуступки некоторых правомочий иным лицам. Достаточно обширный опыт перераспределения юридических возможностей между властью и коммерческими структурами имеется в сферах общественных услуг, а именно - инфраструктурных отраслях. В них исторически сформировались традиции передачи государством некоторых основных правомочий частному бизнесу. Власть отвечает перед обществом за непрерывное поступление публичных благ. Этим обуславливается стремление сохранить некоторые отрасли в госсобственности. Вместе с этим частные предприятия отличаются высокой мобильностью, эффективностью эксплуатации ресурсов. Кроме этого, коммерческие структуры склонны к внедрению инноваций. Государственно-частное партнерство - это способ задействования преимуществ обоих видов собственности без глубоких перемен в обществе.

Участие власти

Государство при любых условиях остается участником публично-правовых отношений. Данное обстоятельство выступает ключевым и для гражданских правоотношений, в которых власть как суверен не является рядовым субъектом права. В связи с этим нельзя говорить об изначальном равноправии частного и государственного партнеров. Оно наступит только в том случае, если на базе суверенных прав власти в соглашении о взаимодействии будут определены условия и специфика реализации гражданских правоотношений. Другими словами, государство станет особым субъектом. Это выражается в первую очередь в том, что власть сама устанавливает юридические рамки, в которых должны действовать все остальные участники. Кроме этого, она сохраняет свои управленческие, распорядительные функции, даже если вступит на принципе равенства в отношения. Это обуславливается наличием полномочий выносить административные акты. Они, в свою очередь, игнорируют указанное равенство. Изначально предполагается, что государство вступает в гражданский оборот не для удовлетворения собственных специфических интересов, а для наиболее результативной реализации публичной власти.

Роль власти

Утверждаемые в рамках ГЧП проекты представляют собой не просто соединение ресурсов. Они являются совершенно особой конфигурацией соответствующих правомочий и интересов взаимодействующих субъектов. В первую очередь государство, выступая в качестве одной из сторон партнерства, является носителем общественно-значимых целей и потребностей. При этом оно исполняет и контрольную функцию. Во-вторых, являясь участником хозяйственного оборота, государство заинтересовано не только в высоких результатах партнерства, но и в обеспечении своего коммерческого эффекта. Кроме этого, как любой нормальный предприниматель, участник таких отношений стремится к максимизации прибыли. В связи с этим в секторе коммерческих интересов между сторонами вполне уместен, а в ряде случаев необходим торг о разделе вероятных рисков, характере передаваемых правомочий, условиях их предоставления и использования.

Отношения собственности

Как показывает международный опыт, степень участия власти и коммерческих структур, условия их сочетания могут отличаться, и в ряде случаев весьма значительно. Так, организации могут выступать в качестве участника соглашения. Как правило, это на поставку продукции или оказание услуг для госнужд, на управление, предоставление техпомощи и проч. В этом случае права собственности четко разделены. Существуют и иные формы, в которых проявляется такое государственно-частное партнерство. Примеры тому - договоры о разделе продукции и лизинговые соглашения. В рамках взаимодействий возможна частичная передача ряда правомочий собственности. Как правило, они включают в себя возможности пользоваться, управлять и владеть имуществом. Такое партнерство имеет место при заключении Кроме этого, предусмотрено долевое или акционерное участие предпринимателя в госструктурах. Государственно-частные предприятия являются выражением более высокого уровня интеграции капитала в рамках сотрудничества коммерческих организаций и власти.

Ключевые характеристики

Структура и модели частно-государственного партнерства весьма разнообразны. Однако существует ряд характерных черт, позволяющих выделить данный институт в самостоятельную категорию. В первую очередь стоит отметить, что ГЧП создается как формализованная кооперация коммерческих и госструктур. Вступление в такое сотрудничество направлено на достижение конкретных целей и опирается на соответствующие договоренности участников. Анализируя зарубежный опыт, можно отметить следующие черты партнерства:

  1. Определенные, зачастую продолжительные сроки действия договоров. Они могут составлять 10-20 лет, а в случаях концессий - до 50. Государственные контракты формируются под конкретный объект. Например, это может быть дорога, порт, инфраструктура. Выполнение заказа ограничивается точной датой.
  2. Специфические виды финансирования программ. Реализация проектов осуществляется за счет инвестиций коммерческих организаций, дополненных ресурсами госфондов. Имеет место также совместное вложение капитала нескольких участников.
  3. Обязательное наличие конкуренции. В таких условиях за каждый контракт или концессионное соглашение идет борьба между потенциальными участниками.
  4. Ответственность между сторонами распределяется в специфических формах. Государство определяет цели с позиции общественного интереса, устанавливает качественные и стоимостные показатели, ведет мониторинг реализации программ. При этом коммерческая структура принимает на себя ответственность за оперативную деятельность на различных этапах - разработку, финансирование, управление, строительство, эксплуатацию, практическое предоставление услуг пользователям.
  5. Риски между сторонами разделяются на основании договоренностей.

Вклад участников

Коммерческие структуры обеспечивают профессиональный опыт, финансовую поддержку, эффективное управление, оперативность и гибкость в процессе принятия решений, проявляют способность к новаторству. В рамках партнерства внедряются инновационные методы работы, модернизируется техника, совершенствуются технологии. В процессе сотрудничества появляются новые формы производственной организации, образуются компании, в том числе с зарубежным капиталом, формируется эффективная кооперация с подрядчиками и поставщиками. При этом на рынке рабочих ресурсов растет спрос на хорошо оплачиваемых и высококвалифицированных сотрудников.

Государство, в свою очередь, обеспечивает определенные правомочия собственника, предоставляет налоговые послабления, гарантии, финансовые и материальные средства. Власть в рамках сотрудничества с коммерческими структурами получает возможность реализовывать свои прямые функции - контроль, регулирование, соблюдение общественного интереса. По ходу развития партнерства государство может плавно смещать акценты с конкретных проблем возведения и эксплуатации объектов на административно-контрольные задачи. Возникающие перераспределяются в сторону коммерческих структур. Общественное значение партнерства состоит в том, что в результате выигрывает общество как пользователь услуг более высокого качества.

Сотрудничество на местном уровне

Особое значение программы частно-государственного партнерства имеют в муниципалитетах. Города и поселки несут основную нагрузку по реализации общественно-значимых задач в разных сферах хозяйствования. К этим областям, в частности, относят транспорт, ЖКХ, охрану природы, жилищное строительство, газо- и энергообеспечение. Ключевой проблемой, с которой сталкиваются местные власти, выступает недостаток финансирования. В связи с этим привлечение капитала коммерческих структур, в соответствии с 224-ФЗ, становится обычной практикой.

Административные договоры

В мировой практике приняты различные формы сотрудничества власти и коммерческих компаний. В качестве одной из них выступают государственные контракты. Они представляют собой административные договоры, которые заключаются между коммерческой организацией и органом управления (федеральным, региональным, местным). Наиболее распространено государственно-частное партнерство в социальной сфере, в области поставки продукции для муниципальных или госнужд, управления, оказания техпомощи. В административных договорах право собственности не предоставляется коммерческой организации. При этом риски и расходы полностью ложатся на государство. Заинтересованность коммерческой структуры в том, что в соответствии с договором она получает право на оговоренную часть дохода или собираемых платежей. Как показывает практика, такие соглашения позволяют не только повысить престиж компании, но и гарантированно получить возможные преференции и льготы, устойчивую прибыль и занять позицию на рынке.

Лизинговые соглашения

В рамках сотрудничества распространены сделки по передаче имущества, находящегося в муниципальной или госсобственности, коммерческой структуре в пользование за определенную плату. Это может быть сооружение, здание, помещение, земельный участок. Аренда в традиционной форме предполагает возвратность предмета соглашения. При этом правомочие по распоряжению имуществом остается у собственника, и при заключении договора коммерческой структуре не предоставляется. В некоторых случаях организация может выкупить сооружение, помещение или земельный участок. Аренда в форме лизинга всегда предполагает такое условие.

Концессия

Эта форма частно-государственного партнерства приобретает в настоящее время все большее распространение. Особенность концессии заключается в том, что муниципальные или госорганы в рамках сотрудничества остаются полноправными собственниками имущества, уполномочивают коммерческое объединение исполнять функции, оговариваемые в договоре, в течение определенного периода. Для этого фирме передаются юридические возможности, необходимые для обеспечения функционирования концессионного объекта. За эксплуатацию имущества коммерческая структура вносит плату в порядке и на условиях, установленных соглашением. При этом право собственности на продукт передается пользователю.

Особенности соглашения

Концессия обладает следующими признаками:

  1. В качестве предмета всегда выступает муниципальная или госсобственность. Им также может являться монопольная деятельность государства или МО.
  2. В качестве одного из участников соглашения выступает уполномоченный муниципальный либо госорган.
  3. Целью концессии является удовлетворение общественных потребностей.
  4. В качестве основы отношений выступает соглашение.
  5. Концессия предполагает возвратность предмета договора.

При заключении контрактов, лизинговых соглашений государство либо муниципалитет выступает в качестве субъекта гражданского права. Соответственно, для их эффективной работы достаточно положений ГК. При концессионных отношениях государство в первую очередь является институтом публичного права. В этой роли оно не просто передает часть правомочий коммерческим компаниям, но и делегирует определенную долю властных функций. Такое предоставление допускается исключительно в соответствии с нормативным актом. Среди публично-правовых признаков концессии следует выделить закрепление в них общественных интересов, представителем которых выступает государство. По соглашению коммерческая структура обязана подчиняться им, то есть обеспечивать непрерывность предоставления услуг, равенство тарифов, общедоступность, исключать дискриминацию потребителей.

Области распространения концессий

Наибольшую популярность в мировой практике такие соглашения получили в инфраструктурных отраслях. В этих секторах необходимо интенсивное инвестирование и приток высококвалифицированных кадров. В настоящее время обозначилось три основных вида концессий:

  1. На уже действующие объекты.
  2. На сооружение или модернизацию инфраструктуры.
  3. Передача объектов муниципальной или госсобственности в управление.

В рамках указанных видов возможны формы концессионных соглашений, базирующиеся на разном сочетании правомочий, а также допустимых пределов конкретной инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Ситуация в России

В РФ нормативный акт о концессионных соглашениях вступил в силу с 2005 г. Однако в настоящее время такое сотрудничество не получило своего развития. Основной причиной такой ситуации эксперты называют недостаточную защищенность прав пользователя. Риск, который несет коммерческая организация, касающийся непосредственно его деятельности в рамках соглашения, отягощается существующей обязанностью вносить высокую концессионную плату. Вместе с тем неустойка за нарушение условий соглашения пользователем в нормативном акте не установлена. В настоящее время продолжается обсуждение поправок к закону, которые могли бы простимулировать возникновение концессионных отношений в России.

Соглашение о разделе продуктов

Данная форма отношений между коммерческими структурами и госорганами имеет некоторые черты концессии. Однако это соглашение имеет ряд особенностей. Отличия состоят в первую очередь в конфигурации отношений собственности. По права на созданную частным партнером продукцию остаются у него. По договору о разделе результатов деятельности ему остается только их часть. Порядок и условия передачи прав оговариваются специальным соглашением.

Дополнительно

Наибольшую популярность приобрело государственно-частное партнерство в образовании. Так, в настоящее время ведется работа по внедрению системы Распространяется такая форма ГЧП в Санкт-Петербурге и Москве. Она предполагает задействование производственных компаний в процессе подготовки высококвалифицированных сотрудников. Обучение при этом осуществляется без отрыва от производственной деятельности.

Еще одной распространенной формой взаимодействия выступает государственно-частное партнерство в здравоохранении. Речь преимущественно об объектах рекреации, санаторно-курортном секторе. В течение последних нескольких лет формы частно-государственного партнерства стремительно развиваются. Изначально концессионные соглашения применялись при сооружении автостоянок, автострад, обеспечении теплоснабжения. Сегодня все большее распространение сотрудничество приобретает в оборонной области, секторе транспортных услуг, культурно-просветительской сфере. При реализации программ используются различные механизмы взаимодействия власти и коммерческих организаций. Они дифференцируются в соответствии с объемом правомочий собственности, финансовых обязательств участников, принципами распределения рисков, а также ответственности за выполнение тех или иных видов работ.

Для дорожных проектов государственно-частного партнёрства в России 2014 год юбилейный. Около 10 лет назад в стране активно начала развиваться популярная в мире схема сотрудничества властей с бизнесом. Отправной точкой для этого в РФ стала разработка законопроекта «О концессионных соглашениях», который приняли в 2005 году.

Портал «ДорИнфо» выбрал десятку наиболее известных и крупных объектов, которые возведены, строятся, проектируются или планируются к реализации по схеме ГЧП. Конечно, таковых в российских регионах уже гораздо больше и все они важны. В материале же собрана информация о тех из них, которые, по мнению редакции, стали знаковыми не только для своего региона, но и в целом для страны.

1. Западный скоростной диаметр, Санкт-Петербург

ЗСД - это первая в России платная скоростная городская магистраль. Более того, один из крупнейших в мире примеров государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства. Обоснование инвестиций для возведения магистрали началось в 1997 году, в 2005 году приступили к строительству I очереди ЗСД.

Южный участок ЗСД (в районе Благодатной улицы до набережной реки Екатерингофки) открыли в октябре 2012 года. Практически через год в действие ввели и северный участок магистрали (от Приморского проспекта до трассы «Скандинавия»). В августе 2013 года его открывал президент России Владимир Путин.

Автодорога пройдет по территориям Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов. Она практически параллельна существующей трассе М-10, за исключением нескольких точек пересечения с ней.

Строительство автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург» идет в несколько этапов, каждый из которых является самостоятельным инвестиционным проектом. Первый участок трассы М-11 в обход . Готовится к введению в эксплуатацию 23 декабря и еще один участок – обход Химок. Новая скоростная дорога «Москва - Санкт-Петербург» будет целиком построена в 2018 году.

5. Центральная кольцевая автомобильная дорога, Московская область

Грандиозный по своим масштабам и капиталовложениям проект планируют реализовать к 2018 году – возвести ЦКАД. Магистраль, которая, по мнению заказчика – ГК «Автодор», ляжет в основу опорной сети скоростных дорог Российской Федерации, станет частью международных транспортных коридоров и в корне изменит транспортные потоки Московского региона и европейской части России.

Проект ЦКАД вызвал немало споров по поводу соотношения цены и эффективности среди транспортников, экологов и автомобилистов. Но, несмотря на противоречивые мнения, торжественная церемония закладки памятной капсулы, знаменующей начало строительства .

Проект строительства «Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области А-113» состоит из пяти пусковых комплексов, которые реализуют по принципу государственно-частного партнерства. Общая протяженность Центральной кольцевой составит 529,9 км.

Стоимость ЦКАД оценена примерно в 300 млрд. рублей, из которых 150 млрд. - средства Фонда национального благосостояния. Проезд по первой, третьей и четвертой секциям ЦКАД будет платным - 2,32 рубля за километр. Пятая секция, так называемый Звенигородский ход, соединяющая скоростную трассу М-11 «Москва - Санкт-Петербург» и трассу М-3 «Украина», будет бесплатной. Завершить строительство пусковых комплексов №1, №3, №4, №5 планируется в 2018 году. Возведение второго .

6. Мосты через реку Кама и Буй, Удмуртия

Концессионный проект по строительству моста через Каму на форуме «Инвестиции в России» вошел в тройку лидеров в номинации «Государственно-частное партнерство: сделка 2013 года». После долгих поисков инвестора соглашение о возведении объекта было подписано в октябре 2013 года. Осенью того же года в Удмуртии началось строительство моста через Каму.

Помимо строительства моста через Каму в районе Камбарки в рамках реализации этого же проекта мостовики возведут неподалеку переправу через реку Буй. Общая стоимость двух мостов оценена почти в 14 млрд. рублей. Из них 10 млрд. 84 млн. выделяет концессионер, 2 млрд. 560 млн. предоставляет инвестиционный фонд России и 1 млрд. 343 млн. – это .

Завершить возведение мостов планируется в 2016 году. При этом рабочее движение по сооружениям могут открыть уже в 2015 году.

7. Путепровод, Рязань

Первый платный путепровод в России построил частный инвестор в Рязани. Сооружение было возведено через железнодорожные пути и открыто для проезда в декабре 2012 года.

Рязанский путепровод соединил два микрорайона - Соколовка и Дашково-Песочня. Последний относится к активно развивающейся территории, где количество автомобилей в перспективе увеличивается.

Инвестор за полгода вложил в строительство путепровода 252 миллиона рублей и возвращает затраты с помощью платы за проезд. Срок окупаемости проекта, по оценкам инвестора, - 10-15 лет. А через 20 лет компания передаст путепровод в собственность муниципалитета. Альтернативная бесплатная дорога .

8. Плата за проезд по федеральным трассам с «12-тонников»

В этом году, наконец, стала известна компания, которая реализует первый и нестандартный для России проект по введению платы за проезд по федеральным дорогам для автомобилей массой свыше 12 тонн.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения был объявлен в сентябре 2013 года. В том же месяце Федеральное дорожное агентство провело Road Show проекта. После чего Росавтодор не единожды продлевал срок подачи конкурсных предложений по реализации «Системы взимания платы с 12-тонников». Сам же срок введения платы за проезд по федеральным дорогам для «12-тонников» был в конечном итоге перенесен с 1 ноября 2014 года на 15 ноября 2015 года.

А в августе 2014 года Федеральное дорожное агентство отменило открытый конкурс на создание системы взимания платы, сообщив, что проект будет реализован на других условиях. Их должно было

Решение главного исполнительного органа страны не заставило себя долго ждать. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении оператора системы взимания платы 29 августа. Им стала компания «РТ-Инвест». Она-то и реализует в России нашумевший проект о взимании платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам. При этом представитель компании подтвердил возможность увеличения платы за километр проезда по федеральным трассам с 3,5 рубля до 3,73 рубля.

9. Мост через реку Лена, Якутия

Еще более многострадальным, как оказалось впоследствии, стал проект строительства моста через Лену в Якутии, который должен обеспечить круглогодичную бесперебойную поставку грузов на Дальний Восток. Хотя сначала дела для жителей региона вечной мерзлоты, где и собирались возводить долгожданный мост, шли вполне оптимистично.

В апреле 2014 года Росавтодор объявил победителя концессионного конкурса на строительство моста Им стал консорциум ООО «Транспортные Концессии (Саха)». В состав консорциума во главе с ООО «Транспортные концессии (Саха)» вошли ОАО «Банк ВТБ», ОАО «УСК «Мост», ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «Институт «Стройпроект». Свои письма поддержки консорциуму также предоставили компании, чей опыт, компетенции и ресурсы могли быть привлечены участником в ходе реализации проекта. Среди них Vinci Concessions, ЕБРР, РФПИ, Банк ВТБ, «Газпром-банк», Международная финансовая компания IFC. Стоимость строительства мостового перехода через Лену оценивалась в 47 млрд. рублей.

Однако победителю и всем, кто его поддержал, пока так и не суждено осуществить столь масштабный проект. В марте вице-премьер правительства РФ, полпред в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев высказал сомнение в прозрачности проведения и выбора участников конкурса на строительство мостового перехода через реку Лену.

А с мая 2014 года в СМИ стали появляться новости о том, что реализация проекта может быть отложена. Власти Якутии неоднократно говорили, что региону крайне необходим мостовой переход через Лену, и даже предложили средства от продажи доли акций «АЛРОСА» Министр транспорта Максим Соколов уверял, что его ведомство будет отстаивать мост через реку Лена.

Но в ноябре президент России Владимир Путин сказал, что проект моста через Лену в Якутии должен быть не только социальным, но и экономически обоснованным и целесообразным. И уже в начале декабря 2014 года министр транспорта России Максим Соколов заявил, что решение по проекту строительства моста

10. Кольцевая автодорога, Владивосток

В ближайшее время в Приморье, возможно, появится самое восточное дорожное кольцо России – . Проект объездной дороги вокруг Амурского залива начали разрабатывать еще в 70-х годах прошлого века. Но распад СССР нарушил все планы. В последние годы власти города активно заговорили о реализации проекта Владивостокской кольцевой автодороги.

На совещании в октябре 2013 года компания-подрядчик (ЗАО «Институт Гипростроймост - Санкт-Петербург»), занимающаяся проработкой ВКАД, предложила два варианта прохождения магистрали. Первый вариант - низководный мост вдоль побережья Амурского залива – предполагает высокоскоростную магистраль без светофоров и перекрёстков. Второй - городская дорога по берегу - включает в себя расширение существующих улиц и более низкую скорость движения. Позже был выработан компромиссный третий вариант. В нём трасса вдоль Амурского залива проходит частично и по берегу, и по акватории.

Мэр Владивостока поручил подготовить укрупненный расчёт стоимости и визуализировать предложенные варианты. Строительство дороги специалисты оценивают ориентировочно в 30-40 млрд. рублей.

Летом 2014 года полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев предложил привлечь к . О своей готовности принять участие в проекте на условиях концессии на 20 лет уже заявили китайские инвесторы.

Подготовила Марина Костюкевич

Фото из архива «ДорИнфо» и открытых источников Интернета.

История

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России . Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования . ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Наиболее показательный опыт государственно-частных партнёрств наработан в Великобритании .

Понятие государственно-частного партнёрства

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Формы государственно-частного партнёрства

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести :

  • любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
  • финансовую аренду (лизинг);
  • государственно-частные предприятия;

Области применения государственно-частного партнёрства

Основная область применения ГЧП в мире - постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.

Государственно-частное партнёрство в России

Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует.

Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 60 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2012 года). Полный список см.: www.pppi.ru В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития . Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития..

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

  • другие государственные корпорации ;

Государственно-частное партнёрство на Украине

В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «О государственно-частном партнёрстве » - закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.

Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других. Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов. Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре. Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найтиукраиноязычной странице

Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Чичканова: "Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами".

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

  1. Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах ».
  2. В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге ».
  3. В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве »
  4. Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" ».

Действующие проекты ГЧП в Санкт-Петербурге

На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково » и строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в п. Янино Также ведется предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов – школ, больниц и др.).

Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге

31 марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО "Управляющая компания "Перемена". В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

  • строительство Дворца искусств на Васильевском острове
  • создание и эксплуатация автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр "
  • реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды

Ссылки

  • ГЧП, Госинвестиции, Внебюджетное финансирование: Международный информационно-аналитический портал "Госинвестор.ру"
  • Центр развития государственно-частного партнерства в России
  • Информационный портал ГЧП info : Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России
  • Государственно-частное партнерство в России: информационно-аналитический портал
  • Польша
  • Исследование:Финансовая жизнеспособность и приемлемость моделей внебюджетного финансирования инфраструктуры, КПМГ, 2006 г.
  • Концессионные договоры на предоставление услуг: первый опыт применения, КПМГ, 2007 г.
  • Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России
  • Инструменты ГЧП в России есть. Надо научиться c ними работать.
  • Исторические формы ГЧП: мытарство, откупа, концессии. ГЧП в Российской империи.
  • О чем молчат бухгалтерские книги? Подводные камни частно-государственного партнерства в Центральной и Восточной Европе