Беседа «Лекарственные растения» Цель: ознакомление с лекарственными растениями. Задачи

Беседа о лекарственных растениях

Цель : - Закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы.

Расширять знания о пользе и применении лекарственных

растений.

Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

Материал : иллюстрации лекарственных растений (мать и мачеха, одуванчик, подорожник, крапива, хвощ); игрушка - Колобок.

Ход беседы

(Дети сидят полукругом.)

Перед ними доска с картинками лекарственных растений. На столах - гербарий.

Ведущий - Колобок : Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне, (на колобке приколоты растения из гербария) .

Колобок снимает с себя мать и мачеху.

Колобок: Что это за растение?

Дети: Мать- и- мачеха.

Колобок: А вы знаете, почему оно так называется?

Дети: у него с одной стороны листочек тёплый - мать, а с другой холодный - мачеха, как в сказке «Крошечка - Хаврошечка». Она была злая.

Колобок: Отчего же? Ведь это травка, которая раньше всех появляется?

Дети: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.

Колобок: припоминаю, дедушка с бабушкой её так и называли: кашель. А это что за цветок, похожий на мать- и- мачеху?

Дети: Одуванчик.

Колобок: А вы знаете, для чего он нужен?

Дети: Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. Если его попробовать на вкус- он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варятпервое варенье или иначе «майский мёд». В некоторых странах его специально сажают в огороде. Одуванчик- лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.

Колобок:Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?

Дети: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.

Колобок: Надо попробовать. Ну, а это что за растение, маленькие лопушки?

Дети: Подорожник.

Колобок: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?

Дети: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.

Колобок: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?

Дети: Крапива.

Колобок: Ой, боюсь, ужалит. От неё-то какая польза?

Дети: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.

Колобок:А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.

А вот это растение похоже на «лошадиный хвост». Никто не знает, что это?

Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще.

Им его бабушка лечила, когда у него горло болело. А чем ещё можно полоскать горло?

Дети: Ромашкой.

Колобок: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение похожее на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили?

А теперь давайте поиграем, а потом я ещё что-нибудь расскажу.

Игра «Одуванчик»

Колобок говорит: - Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут - (дети встают).

Ветер налетел, стал дуть на одуванчик - (дети раскачивают поднятыми вверх руками).

Ветер подул ещё сильнее - (дети разбегаются в разные стороны на носочках).

Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики(дети приседают).

Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики - (дети встают).

(можно повторить 2-3р.)

Колобок: Лето пройдёт, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.

Запомните правила сбора лекарственных растений:

1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

3. После сбора лекарственных растений тщательно вымыть руки с мылом, т.к. на руках много пыльцы и пыли.

Колобок: До свидания, ребята. Не забудьте про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.

Ребенок: Растения мы знаем, бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

Природный мир подготовительная группа№1. Педагог напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений, жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней. - Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг - «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться - травами, цветами, ягодами и т. д. - Народные травознаи, за тысячи лет, сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках, среди множества современных препаратов, травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ре-бята в том числе. - Кто знает какие-нибудь лекарственные растения? - Кто видел в аптеке лекарственные растения? - Кто собирал со взрослыми лекарственные растения? - А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей) . - Про какое лекарственное растение эта загадка. Не пустили в огород – Оттого она и жжет. (крапива) - Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой». Подружись с крапивой - Сегодня па обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись. - Крапивные? -Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы. Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной. - Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. - А кто угадает это растение? Тонкий стебель у дорожки. На конце его - сережки. На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он - как хороший друг Лечит раны ног и рук. (подорожник) - Найдите это растение в нашей коллекции. - Кто догадался, почему это растение так называется? - Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей) . - Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах. - Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей) . - Это растение всем знакомо. Отгадайте: Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. Пели их не оберешь, На себе их все найдешь. (лопух) - Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень. - А это что за растение? Носит этот мальчик Желтый сарафанчик. Подрастет - нарядится В беленькое платьице. Легкое, воздушное. Ветерку послушное. (одуванчик) - Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. - А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум. Мох, клюква и морошка – Жильцы лесных болот, На кочке мох без ножки. Куда ни глянь, растет. - Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают. - Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! - Ребята, давайте поиграем в игру. Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы. Плохой аппетит - корень одуванчика. Заболел желудок - тысячелистник. Простуда - душица. Рана на руке - подорожник. Ангина - мать-и-мачеха. Ожог ноги - зверобой. Пятна на коже - чистотел. - На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать. Правила сбора лекарственных растений. 1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.) .(информация сопровождается показом тематических картинок) 2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса. 3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему (ответы детей) 4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок. 5. Сушить растения не на солнце, а в тени. 6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего. 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему (ответы детей) . - Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

для старшей подгруппы.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы. - Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма. - Воспитывать у детей бережное отношение к растениям. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения? Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней. Воспитатель: Все травы - лекари - душица, И зверобой, и медуница, И земляника, и черника, И брусника с голубикой. Чистотел, полынь, калина, Лен, календула, крапива. Травы, где найти такие, Знают жители лесные. Вот о чем они для нас, Поведут сейчас рассказ. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения. Ответы детей. Воспитатель: Дети называют: - Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог. - Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно. - Нельзя пробовать растения на вкус. - Нельзя рвать много растений. - Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно. - После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку. (С МЯТОЙ) А сейчас я приготовила для вас загадки и отгадки.

Травам нужно поклониться И навечно в них влюбиться, Трав лекарственных запас Помогает в трудный час.(ромашка)

У Ромашки , у аптечной, Появился друг сердечный: Рысь лечила тонзиллит - Горло больше не болит.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С чудо -травкой... (зверобой)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

На опушке у пеньков Много красных огоньков. Ах, ты только погляди-ка: Да ведь это … (Земляника)

Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина)

На солнечной опушке Душица расцвела, Алешке и Валюшке Цветов своих дала. "Здоровья набирайтесь,- Сказала им она, - Простуде не сдавайтесь, Когда придет весна".

Стоматиты и ангины Лечат лисы и пингвины: Ноготками чудными Боль снимают нудную.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Воспитатель:

Просмотр содержимого документа
«Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!» для старшей подгруппы.»

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

для старшей подгруппы.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют:
- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку. (С МЯТОЙ)
А сейчас я приготовила для вас загадки и отгадки.

Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.(ромашка)

У Ромашки , у аптечной,
Появился друг сердечный:
Рысь лечила тонзиллит –
Горло больше не болит.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо -травкой... (зверобой)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

На опушке у пеньков
Много красных огоньков.
Ах, ты только погляди-ка:
Да ведь это …
(Земляника)

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

На солнечной опушке
Душица расцвела,
Алешке и Валюшке
Цветов своих дала.

"Здоровья набирайтесь,-
Сказала им она, -
Простуде не сдавайтесь,
Когда придет весна".

Стоматиты и ангины
Лечат лисы и пингвины:
Ноготками чудными
Боль снимают нудную.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик).

Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. Берегите природу и здоровье. У вас было домашнее задание, нарисовать любое лекарственное растение. Давайте посмотрим, что у вас получилось.


В народной медицине зверобой продырявленный является одним из наиболее часто применяемых лекарственных растений, наряду с ромашкой аптечной. Его используют в основном как средство лечения язвы желудка при язвенных болезнях на коже, его действие в качестве антидепрессанта в настоящее время научно обосновано.
Находит в справочнике описание растения, рекламирует его.
Загрязненное лекарственное растительное сырье и фитопрепараты, полученные из такого сырья, являются одним из источников поступления ксенобиотиков в организм человека. Они вызывают серьезные нарушения работы различных органов и систем организма, многие из них меняют в организме человека фармакологическую активность лекарственных веществ.

Фармаколог . Да, действительно, природа- это кладовая лекарств, кладовая здоровья человека. Использовать кладовую нужно разумно, не принося ущерба или вреда природе. Если нам точно известно время сбора той или иной травы, то нет необходимости собирать ее раньше или позже срока, поскольку тогда может не оказаться нужного количества лекарственных веществ в растении и следовательно, пользы не будет.
Сотрудник ВИЛР .
Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях - значит, нужно собирать листья; у других - в корнях, у некоторых - в цветках и плодах.
Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.
Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания.
Даже если мы соберем растения, это будет ещё не лекарство. Где удобнее приобрести лекарственные растения? (купить в аптеке).
Таблетки, настойки, бальзамы, растения в измельченном виде, в пакетиках чая, масла, мхи, микстуры. (показ презентации и настоящих предметов). 25%-30% медикаментов изготавливают на основе лекарственных растений.
У лекарственных растений вредный побочный эффект намного меньше ли совсем отсутствует. Лекарственные растения - это альтернатива медикаментозному лечению.
Препараты из кожуры спелых семян каштана конского применяют при аденоме простаты и хроническом простатите в сочетании с аденомой простаты. Водный экстракт из кожуры плодов замедляет аденоматозную трансформацию и влияет репаративно на участки предстательной железы, охваченной процессом. Механизм действия этого препарата не изучен, но польские ученые полагают, что уменьшению размеров и даже рассасыванию небольших аденоматозных узлов способствует гликозид эскулин в сочетании с витамином Е, которыми богаты семена каштана.
Водный экстракт кожуры семян.

Органические кислоты, наряду с углеводами и белками, являются самыми распространенными веществами в растениях.
Они принимают участие в дыхании растений, биосинтезе белков, жиров и других веществ. Органические кислоты относятся к веществам как первичного синтеза (яблочная, уксусная, щавелевая, аскорбиновая), так и вторичного синтеза (урсоловая, олеаноловая).
Витамины - особая группа орга­нических веществ, выполняющих важ­ные биологические и биохимические функции в живых организмах.

в подготовительной к школе группе

Цели:

1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.

Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать в лесу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка в лес в любое время года - это источник радости и здоровья.

Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?

Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.

Сначала отгадайте такую загадку: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава?»

Ответы детей : (Мох)

Ну конечно, это мох. Мох в походе вместо ваты. В войну им пользовались партизаны, прикладывали его к ранам, и раны быстро заживали.

На кустиках поляны,

подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

лечил в глуши лесной.

(на прогулке в лесу можно показать детям, как мох словно губка, впитывает влагу).

Легко в лесу найти и гриб-дождевик. Это круглые белые шарики на лугах, полянах. (Показать на картинке детям).

Это и есть гриб-дождевик. Когда гриб незрелый, его белая прохладная сердцевина может заменить пластырь, она обладает антибактериальными свойствами. А споры зрелого дождевика останавливают кровотечение. Стоит только коричневым споровым порошком посыпать рану, как кровь перестанет течь.

Такими же свойствами обладает подорожник!

Путника друг - подорожник,

скромный, невзрачный листок, -

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.

Никто не любит лечиться таблетками, ведь они горькие и неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку. Ну, конечно же - это ягоды!

Летом в лесу созревает вкусная ягода черника. Она помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии (показать).

Растет ягодный кустарник очень медленно, поэтому собирать ягоды черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви. А эту ягоду вы, конечно, все знаете.

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка - невеличка

Хорошо цвела весной.

Солнце грело много дней

Пушистый кустик у камней.

Становилась земляничка

Все пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

Е. Трутнева.

Земляника - не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Следующая душистая и сладкая ягода, которую очень приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку, - это лесная малина. Любят ее и лесные животные - насекомые, птицы, звери. Малина хорошо помогает при простуде.

Многие растения - настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его листьев делают салат. Крапиву используют для салатов и супов. Много витамина С содержат плоды шиповника. А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце. «Белые горошинки на зеленой ножке» - так говорится о нем в загадках. Конечно - это ландыш. Из-за красоты своих душистых, белоснежных цветов, ландыша с каждым годом становится все меньше, поэтому собирать их в букеты не надо.

А вот еще один рецепт:

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Так говорится об отваре из ромашки аптечной.

И так можно рассказывать дальше о лекарственных травах: ведь их в природе очень много - в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.

Кроме бесед можно проводить небольшие игры.

1. «Путешествие в лесную больницу».

2. Дидактическая игра «Угадай-ка».

3. «Поляна здоровья»

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться,

Находить в лесу растенья,

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни.

Литература

  1. Лесная аптека. (Сказочная энцикл. лекарственных растений). Изд «Аквилегия-м», 2009